Музей Куинджи

Музей-квартира Куинджи в Петербурге

Фотографии интерьера музея Куинджи

Музей-квартира Куинджи в Петербурге: как добраться

Музей-квартира художника Архипа Ивановича Куинджи находится на четвёртом и пятом (студия) этаже жилого дома по адресу: город Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Макарова, дом 10.
Чтобы попасть в музей нужно пройти во двор дома через арку со стороны Биржевого переулка. Выйдя из арки во двор, повернуть направо — в глубине двора вход в подъезд. На домофоне набрать квартиру №11 и на лифте подняться на последний этаж.

Режим работы музея Куинджи: с 12:00 до 17:00 в среду, пятницу и субботу. Внимание: касса работает до 16:00!
Телефон музея 8 (812) 213-31-33

Важная информация для водителей: на пятачке перекрёстка набережной Макарова и Биржевой линии парковаться запрещено — работает эвакуатор. У самого машину чуть не увезли. :)

Карта с проходом к музею

История мастерской А.И.Куинджи

В 1842 г. по проекту архитектора А. Пеля на участке, принадлежавшем петербургскому купцу Петру Меняеву, был выстроен на каменных подвалах 3-этажный жилой дом и одноэтажное здание. Весь первый этаж дома занимали многочисленные лавки, в подвале размещались складские помещения.

В 1879 г. дом перешел к известным торговцам братьям Елисеевым и сразу же, по проекту академика архитектуры Л.Шперера, началась его реконструкция.

Трёхэтажное этажное здание было надстроено на один этаж, сделаны новые лестницы, реконструированы старые, фасады обогатились новым архитектурным убранством. Торговые помещения в первом этаже переоборудованы под жилье. Одноэтажное здание конюшен надстроено до двух этажей, часть его переоборудована под жилье. Здесь же в подвале устроен ледник.

В 1887 г. по проекту гражданского инженера Г. Барановского на части здания надстроен 5-й этаж, в котором разместилась мастерская художников. Попробуем разобраться в предыстории и истории этой мастерской.

С 1869 г. до дня смерти 25 марта 1887г. в этом доме в квартирах 5 и 8 жил организатор и идейный вождь русских художников передвижников И.Н.Крамской. Кв. No 6 находится на 3 этаже, кв. No 8 на четвёртом по одной и той же лестнице, вход в которую с Биржевой линии. Они значительно отличаются по площади. Общая площадь кв.No 6 около 300м2; а кв. No 8 около 100м2.

По воспоминаниям И. Е. Репина кабинет в квартире Крамского «Напоминал кабинет государственного человека, мецената или банкира. Мастерская, наверху могла конкурировать изяществом мебели, восточных портьер, бронзы с самой кокетливой аристократической гостиной». Следовательно, кв. No 6 жилье, а кв. No 8 мастерская. Ивана Николаевича Крамского. В 1887 году, в год смерти И.Н.Крамского, гражданский инженер Г.Барановский запроектировал надстройку «мастерскую художника». Расположена надстройка над кв.No 6 бывшей мастерской И.Н.Крамского.

В 1898 году в квартире 8 поселился Архип Иванович Куинджи со своей женой Верой Елевфериевной. Здесь он и скончался 2 июля 1910г. Фасад мастерской, современный Куинджи и фасад мастерской по проекту Барановского значительно отличаются.

В отличие от проекта, покрытие над мастерской, приподнято и обобщено, вместо трехчастного окна, большой остекленный проем с наклонным участком в кровле. Нижние отметки оконных проемов опущены. Балкон в другом месте.

Декор упрощен. Отличается от проектного и внутренний объем мастерской. По проекту большая по площади часть мастерской акцентирована. Перекрыта ложным сводом, куполом-фонарем. Эта часть была основным объемом, собственно мастерской, а меньшая подчиненная, с плоским потолком. Возможно меньшая часть проектировалась как подсобная площадь. Совсем иначе выглядит мастерская А.И.Куинджи.

Над карнизом появляется дополнительная стенка, на которую опирается ложный свод с гораздо большой стрелой подъема, чем в проектном варианте. Сводом той же высоты перекрыта и меньшая часть мастерской. Здесь тоже имеется большой остекленный проем с наклонным участком. Теперь обе части мастерской являются одним организмом.

Пространство мастерской гораздо более обширное и светлое, чем в проектном варианте. О.П.Воронцова в книге «Куинджи в Петербурге» пишет следующее: «Квартира Архипа Ивановича помещалась на четвертом этаже и состояла из большой (42м²) гостиной, небольшой спальной и соединявшей эти комнаты крохотной „курительной“, все эти комнаты отапливались печами, облицованными кафелем. Обедали Архип Иванович и Вера Елевфериевна обычно на кухне, рядом с которой лестница, по ней можно было прямо из квартиры подняться в мастерскую. Мастерская была великолепной просторной, высокой, с огромными окнами, и Архип Иванович не пожалел сил, чтобы сделать ее удобной. Позаботился о занавесе, легко двигавшемся на кольцах, с его помощью можно было регулировать естественный свет; приспособил по углам софиты, позволявшие при нужде сделать освещение ярким и сильном; заказал высокие стенные шкафы для хранения этюдов; оборудовал камин. Мастерская стала как бы продолжением, частью его квартиры.»

Архип Иванович занимался не только мелким обустройством мастерской, но именно он и произвел все вышеописанные преобразования покрытия надстройки, а также некоторую перепланировку квартиры 8.

В проекте Барановского не предусматривается внутриквартирная лестница в мастерскую. В квартире А.И.Куинджи она есть. Появляется в квартире Архипа Ивановича и удобный проход из прихожей, под лестницей, в спальную.

Подтверждением того, что Куинджи мог на свой вкус и свои средства переделать квартиру и мастерскую, является, например, тот факт, что в 1890 годах Архипу Ивановичу пришлось купить сразу три дома на 10 линии (No 39-43). Он пошел на это, т.к. велико было желание оборудовать крышу мастерскую сад на приглянувшемся ему доме 43. Покупка обошлась в 35 тысяч наличными золотом, не считая расходов на переоборудование крыши. До наших дней мастерская дошла без изменений в объёме.

Фотографии музея Куинджи